The value shares Centerra Gold Inc. on the Toronto Stock on 27.11.2020: 9.32 USD Value of Kyrgyzstan's shares in Centerra Gold Inc. : 721 384 459 USD

INVESTOR.KG: FRIEND OR FOE?

published: 16 January 2013

Инвестор.кг: Друг или враг?Kyrgyzstan is more and more turning into a “hot spot” for foreign companies that are willing to participate in the development of mining deposits.

NEGATIVE CLIMATE

During the previous year relationships between the investors and local communities have been a key problem in the context of the investment climate and attraction of new foreign companies into the mining sector. But while optimistic statements that Kyrgyzstan is interested in the inflow of foreign capital were heard from the top levels of the power vertical, passions in the provinces have been running high, and many conflicts have developed between different groups of the population and business companies. Very often these battles ended in burning and demolition of companies’ offices.
“Such actions are illegal and unlawful, they will be interpreted under the laws of our country with further taking of appropriate measures by the law-enforcement agencies,” First Vice Prime Minister Joomart Otorbayev repeatedly declared at the meetings with businessmen. But detention of instigators of disorders and initiation of criminal cases against them have not become a protective barrier for investors. This is evidenced by the results of a study conducted by the Eurasia Foundation of Central Asia with the support of the U.S. Agency for International Development (USAID) and with the participation of partner organizations of the Kyrgyz Republic.

The testing ground for interviewing the local communities about their attitude towards the investors covered 8 population centers in six oblasts of the republic. These centers are not only rich in gold and other mineral deposits, but also most critically-spirited towards the foreign companies. Only in Jumgal and Jety-Oguz less than 40% of the population has a positive or neutral attitude towards the mining activities. In other population centers, people do not want to see investors even after providing financial assistance to the region. This refers to Kadamjay, Chon-Alay, Naryn, Talas and Ala-Buka. At the same time, as the authors of the study underscore, people in Naryn oblast do not want to see the Chinese businessmen at all. The youth here is ready to fight with investors. People in Ala-Buka and Kadamjay are ready to confront investors even at the stage of exploration. In some provinces of Talas oblast, the locals launched threats even against the interviewers, so it is clear what investors can face there. Population of Chatkal also shows advanced readiness for any protest actions, which in their own way are far from peaceful rallies. Strained relations with the investors in the south of Kyrgyzstan, according to the experts, may affect not only the mining projects.

The most favourable investment climate has been observed in Jety-Oguz. It was achieved owing to the positive attitude of the population towards the developers of Kumtor. Residents of this region are the only people who believe that Kyrgyzstan should increase field development and establish business and mutually beneficial partnership with investors. In general, as the study notes, Kumtor enjoys loyalty in all “hot spots”.

ENVIRONMENT AND CORRUPTION ARE THE KEY FACTORS

According to the study, the main discontent of local residents is caused by environmental problems related to the deposit development. Local communities are sure that extraction of raw materials will lead to the poisoning of water and global pollution. In addition, residents of Talas believe that gold mining is fraught with danger of direct radiation exposure of local residents.
But at the same time, representatives of local communities note that officials of central and local authorities do not provide information about specific threats from the deposit development. Negative attitude towards the investors is mainly based on rumours and information that spread by friends, relatives and acquaintances.

The second major problem is that people in the provinces believe that mining operations do not benefit the country, but play the role of a golden goose for the Cabinet members, deputies and officers of local administrations. That is why, population of all troublesome settlements in the south of the country, where people show the most aggressive attitude towards the business-companies, have little confidence in the assurances of the Government officials that the mining industry is good for the country. However, people in the south also do not trust the NGO representatives who cannot play the role of a peacemaker in this issue. At the same time, position of the authorities enjoys the highest confidence in Jety-Oguz and Naryn. By the way, people in Jety-Oguz are best aware of how Kumtor is being developed, that is why more than 50 percent of local population trust the information they receive directly from the investors. For example, in Chon-Alay, this figure is only 13 percent.

Authors of the study also note that it is necessary to provide local communities with free access to resolutions and agreements with investors and toughen measures against frauds or profiteering during deposit development. But experts have concluded that initiatives of the Parliament and the Government proposing that foreign companies should allocate additional funds for the development of social infrastructure in the provinces are not a lifeline as well.

GOING ROUND IN CIRCLES

An extensive list of experts’ recommendations does not give a clear answer to the question what the investor should do when, having signed all necessary agreements with the Government, he cannot start working because of the protest sentiments of local communities or corruption intrigues of the officials.

“This study states that the authorities, who once had started endless wrangles with the investors of Kumtor by establishing numerous commissions, which did not clarify the situation, but only arose numerous suspicions about personal interests among the people, have set the current precedence,” the economic expert Samat Aliyev believes. “Now the Government doesn’t have real control levers to overcome the Kumtor syndrome. Moreover, the State Commission, which has recently completed another investigation on this deposit, blames investors again, putting forward huge financial claims. But, at the same time, the public is not informed about abuses committed against Kumtor by the authorities, apart from the attempts to shift all the responsibility, as usual, only onto Akayev and Bakiyev. Therefore, different groups of the population, seeing how the public agencies squeeze the investors, also join the process, which has been only increasing and becoming more radical within the last two years.

by Soyuzbek Askarov
«Region. kg»

Previous publication2012 PRELIMINARY RESULTS Next publicationKumtor Releases Biodiversity Management Strategy and Plan
The value shares Centerra Gold Inc. on the Toronto Stock on 27.11.2020: 9.32 USD USD Value of Kyrgyzstan's shares in Centerra Gold Inc. : 721 384 459 USD
© 2011-2020 "Kumtor Gold Company." Copying of materials is possible only with written permission.

Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 24.10.2020: 9.63 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 745 379 006 USD

Инвестор.kg: Друг или враг?

Опубликовано: 16 January 2013

Инвестор.кг: Друг или враг?Для зарубежных компаний, которые готовы участвовать в разработке горнорудных месторождений, Кыргызстан все больше превращается в «горячую точку».

НЕГАТИВНЫЙ КЛИМАТ

В течение прошлого года тема взаимоотношений между инвесторами и местными сообществами была одной из ключевых в контексте инвестиционного климата и привлечения в горнодобывающую отрасль новых зарубежных компаний. Но если с самых больших высот вертикали власти звучали оптимистичные заявления о том, что Кыргызстан заинтересован в притоке зарубежного капитала, то в это самое время в регионах кипели разборки, и возникало немало конфликтных ситуаций между различными группами населения и бизнес-компаниями. Зачастую эти баталии заканчивались сожжением и погромами офисов компаний.

«Такого рода действия незаконны и неправомерны, они будут интерпретированы в рамках законодательства нашей страны с принятием соответствующих мер со стороны правоохранительных органов», — не раз заявлял на встречах с бизнесменами первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев. Но задержания зачинщиков беспорядков и возбуждение уголовных дел не стали защитным барьером для инвесторов. О чем свидетельствуют результаты исследования, которое проводил Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), при участии партнерских организаций КР.

Полигоном для социологических опросов местных сообществ, в плане их отношения к инвесторам, стали 8 населенных пунктов страны, которые охватывали 6 областей республики. Эти пункты являются не только щедрыми на золоторудные и другие сырьевые месторождения, но и наиболее критически настроенными по отношению к зарубежным бизнес-компаниям. Лишь в Жумгале и Джети-Огузе менее чем 40% населения относятся к горнодобывающей деятельности положительно или нейтрально. В остальных населенных пунктах инвесторов практически не хотят видеть даже после оказания финансовой помощи региону. Речь идет о Кадамжае, Чон-Алае, Нарыне, Таласе и Ала-Буке. Причем, как подчеркивают авторы исследования, в Нарынской области вообще не хотят видеть китайских бизнесменов. Здесь к борьбе с инвесторами больше всего готова молодежь. В Ала-Буке и Кадамжае население готово противостоять инвесторам еще на этапе разведки месторождений. В ряде районов Таласа угрозы звучали даже в адрес тех, кто проводил исследование, поэтому понятно, что может ожидать самих инвесторов. В Чаткале также высокий уровень готовности к любым акциям протеста, которые, по своей сути, далеки от мирных митингов. Накаленная обстановка по отношению к инвесторам на юге Кыргызстана, по мнению экспертов, может коснуться не только горнодобывающих проектов.

Самый благоприятный инвестиционный климат был зафиксирован в Джети-Огузе. Он был достигнут благодаря положительному отношению населения к разработчикам «Кумтора». Жители этого района — одни из немногих, кто считает, что Кыргызстану нужно наращивать освоение месторождений и устанавливать деловое и взаимовыгодное партнерство с инвесторами. В целом, во всех «горячих точках», как отмечается в исследовании, к «Кумтору» зафиксировано самое лояльное отношение.

ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ — ЭКОЛОГИЯ И КОРРУПЦИЯ

Согласно исследованию, основное недовольство местных жителей вызывают экологические вопросы освоения месторождений. Местные сообщества убеждены, что добыча сырьевых ресурсов приведет к отравлению воды и глобальному загрязнению окружающей среды. Кроме этого, в Таласе полагают, что золотодобыча напрямую несет в себе опасность радиационного воздействия непосредственно на жителей области.

Но в то же время представители местных сообществ отмечают, что со стороны чиновников центральной и местной власти нет информации о том, что конкретно может угрожать жителям от разработки месторождений. Негативное восприятие инвесторов в основном строится за счет слухов и информации, которые распространяются от друзей, родственников и знакомых.
Вторая серьезная проблема заключается в том, что жители регионов считают, что разработка месторождений не идет на пользу стране, а служит источником обогащения для членов правительства, депутатов и работников местных администраций. Поэтому во всех конфликтных населенных пунктах юга страны, где жители наиболее агрессивно настроены к бизнес-компаниям, слабо верят в заверения представителей правительства, что горная отрасль является для страны благом. Впрочем, не доверяют на юге и представителям НПО, которые не могут играть роль миротворца в этом вопросе. В то же время, позиция властей пользуется самым высоким доверием в Джети-Огузе и Нарыне. Кстати, в Джети-Огузе лучше всех осведомлены о том, как ведется разработка «Кумтора», поэтому здесь более 50 процентов населения доверяют информации, которую они получают непосредственно от самих инвесторов. Для примера, в Чон-Алае этот показатель составляет всего лишь 13 процентов.

В рекомендациях авторов исследования отмечается, что необходимо предоставить свободный доступ местным сообществам к постановлениям и соглашениям с инвесторами. Ужесточить меры против спекуляций или махинаций при разработке горных месторождений. Но эксперты также пришли к выводу, что инициативы решения парламента и правительства о том, что зарубежные компании должны направлять дополнительные средства на развитие социальной инфраструктуры регионов, не являются спасательным кругом.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Обширный список рекомендаций экспертов исследования не дает четкого ответа на вопрос, как быть инвестору, который подписав все необходимые соглашения с правительством, не может элементарно начать работу из-за протестных настроений местных сообществ или коррупционных интриг со стороны чиновников.

— Это исследование констатирует, что представители власти, которые в свое время начали бесконечные разборки против инвесторов «Кумтора» путем создания многочисленных комиссий, которые не проясняли ситуации, а только создавали в обществе многочисленные подозрения в плане личных интересов, создали нынешней прецедент, — считает экономический эксперт Самат Алиев. – Теперь у правительства нет реальных рычагов, чтобы преодолеть синдром «Кумтора». Более того, госкомиссия, которая недавно завершила очередное разбирательство по этому месторождению, вновь обвиняет во всем инвесторов, выдвигая громадные финансовые иски. Но, при этом, общественность не информируется о том, каковы по «Кумтору» злоупотребления со стороны представителей власти, если не считать, что всю ответственность, как обычно, пытаются свалить только на Акаева и Бакиева. Поэтому, различные группы населения, видя, что госорганы таким образом прессуют инвесторов, тоже на своем уровне подключаются к данному процессу, который за последние два года идет только по нарастающей и приобретает более радикальный характер.

Союзбек Аскаров
Аналитический ресурс «Регион. kg»

Предыдущая публикацияПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2012 ГОДА И ПРОГНОЗ НА 2013 ГОД Следующая публикацияДеньги Фонда развития Иссык-Кульской области направят на коммерческие проекты
Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 24.10.2020: 9.63 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 745 379 006 USD
© 2011-2020 «Кумтор Голд Компани». Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации.