ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ трудового коллектива ЗАО «Кумтор Голд Компани» по вопросу создания «Государственной комиссии по изучению деятельности компании «Кумтор Голд Компани»

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ трудового коллектива ЗАО «Кумтор Голд Компани» по вопросу создания «Государственной комиссии по изучению деятельности компании «Кумтор Голд Компани»

Опубликовано: 09 марта 2021

Президенту Кыргызской Республики

Жапарову С.Н.

 

Торага Жогорку Кенеша

Кыргызской Республики

Мамытову Т.Т.

 

Премьер-министру Кыргызской Республики

Марипову У.А.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

трудового коллектива ЗАО «Кумтор Голд Компани» по вопросу создания «Государственной комиссии по изучению деятельности компании «Кумтор Голд Компани»

Настоящим трудовой коллектив ЗАО «Кумтор Голд Компани» (далее – «Компания», «КГК») выражает вам своё уважение и одновременно сильную обеспокоенность в связи с последними событиями, происходящими вокруг крупнейшего действующего предприятия в стране – Кумтор.

Как всем известно, Постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17 февраля 2021 года № 4405-VI и 24 февраля 2021 года № 4422-VI создана Государственная комиссия (далее – Комиссия) по изучению эффективности разработки золоторудного месторождения «Кумтор», что вызвало крайнее негодование у всего трудового коллектива нашей организации по следующим причинам:

  1. Ранее аналогичная Комиссия уже создавалась и по ней ведётся отчётность.

Так, постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (КР) от 21 февраля 2013 года N 2805-V «Об итогах работы Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения» уже была ранее рассмотрена деятельность Комиссии и проведена проверка полной деятельности всего предприятия и проводимых на месторождении работ. Постановление является открытым и каждый может с ним ознакомиться. Отмечаем, что некоторые члены той Комиссии вновь вошли в состав недавно созданной Комиссии, что также вызывает неоднозначные выводы со стороны простых граждан и работников Компании.

В рамках проведённой Комиссией проверки от 2013 года было принято решение об обеспечении бесперебойной работы Компании и были также приняты ряд рекомендаций, мониторинг за реализацией которых всегда вёлся и ведётся на регулярной основе как Правительством, так и органами прокуратуры и комитетом Жогорку Кенеша КР по недропользованию и ТЭК. С учетом результатов работы указанной Комиссии были проведены переговоры между инвестором Компанией «Центерра Голд Инк.» и Правительством КР, и со стороны Правительства КР предоставлен отчет в Жогорку Кенеш КР.

Нам непонятно, к чему было создавать комиссию, когда уже вся информация имеется. Все заинтересованные должностные лица (в частности депутаты) могут запросить всю необходимую информацию как у самой Компании, так и соответствующих органов власти КР.

  1. Осуществление вмешательства органов власти идёт вразрез с государственной политикой, направленной на защиту инвестиций.

11 декабря 2020 года был принят Закон Кыргызской Республики № 602 «О введении запрета на проверки субъектов предпринимательства, проводимые правоохранительными органами».

Однако, ввиду того, что различные органы игнорируют такую государственную политику и не понимают, что с учётом сложившихся реалий мирового экономического кризиса, любые дополнительные проверки лишь усугубляют ситуацию.

В основе Указов Главы Государства КР от 04 марта 2021 года «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства» заложена концептуальная задача неукоснительного соблюдения моратория на проведение проверок бизнеса и привлечения к ответственности, вплоть до увольнения, всех сотрудников власти, которые незаконно мешают деятельности бизнеса.

В Кыргызской Республике действует Закон КР от 25 мая 2007 года №72 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», в котором, помимо прочего, говорится о перечне уполномоченных государственных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства. При этом под «уполномоченными органами» законом понимаются органы исполнительной власти (к которым не относится ЖК КР и его комиссии), уполномоченные законами Кыргызской Республики и постановлениями Правительства КР на осуществление проверок субъектов предпринимательства, перечень которых разрабатывается Правительством КР и утверждается Жогорку Кенешем КР.

  1. Создание такой Комиссии не соответствует законодательству.

 Создание депутатской комиссии для проверки деятельности проекта Кумтор противоречит положениям законодательства КР и в текущих реалиях данная Комиссия является незаконной.

Так, статьёй 107 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предусмотрено, что не допускается создание временной комиссии за 4 месяца до истечения срока полномочий Жогорку Кенеша и создание временной комиссии по парламентскому расследованию, если до истечения срока полномочий Жогорку Кенеша осталось не более 4 месяцев. Более того, указывается, что не допускается создание по одному и тому же вопросу двух и более комиссий.

Действующий VI созыв до сих пор осуществляет свои полномочия, при этом срок в пять лет истёк в октябре 2020 года. В настоящее время Парламент КР призван осуществлять технические функции.

  1. Давайте думать об экономике.

Как ранее отмечалось, на фоне мировой пандемии коронавируса COVID-19 во всем мире начался и в дальнейшем ожидается спад инвестиций и экономик стран мира. Сейчас каждый инвестор крайне важен и очень нужен для страны, как с точки зрения экономики, так и трудоустройства, занятости населения и т.д. Любые такие заявления, которые периодически звучат в Парламенте страны, сразу влияют на внешнюю инвестиционную привлекательность страны, на стоимость акций нашей страны в проекте «Кумтор», а как следствие, и на доходах не только нашего государства, но и доходах нескольких тысяч работников и их семейств, занятых на данном месторождении.

Мы, сотрудники Компании, которые трудимся на данном месторождении, прекрасно осведомлены о том, как производятся работы, связанные с добычей золота, и насколько высокие стандарты по безопасности труда и защите окружающей среды здесь установлены и соблюдаются. Многие специалисты нашей Компании имеют опыт работы на других предприятиях такого рода за рубежом и в странах СНГ и признают, что аналогичного предприятия с такой организацией и условиями труда, постоянным совершенствованием технологического процесса как на Кумторе, в настоящее время не существует.

Ни для кого не секрет, что Кумтор является основным источником доходной части бюджета Кыргызстана. Согласно статистическим данным, которые отражают основные показатели промышленного производства, мы находимся на достаточно высоком уровне, и наша Компания вносит самый весомый вклад в развитие экономики и повышения уровня жизни населения не только Иссык-Кульской области, но и в целом всей страны. Компания обеспечивает рабочими местами значительное количество работников, дает работу подрядным организациям, финансирует социальные проекты в местных сообществах Иссык-Кульской области, оказывает спонсорскую помощь на социальные проекты и для снижения уровня бедности и т.д. Такие функции по большому счету должны выполняться государством, а не частным предприятием. Однако, наша Компания, понимая необходимость и важность поддержки местных сообществ, показывает успешный пример реализации принципов корпоративной социальной ответственности.

Наше предприятие с самого начала своей деятельности не принимало односторонних действий или решений, касающихся аспектов его деятельности. Все решения и проекты согласовывались с соответствующими надзорными органами КР. В связи с этим становится непонятным значительно увеличившееся количество проверок, когда в одно и то же время проверки проводятся различными ведомствами, включая фискальные и правоохранительные, со ссылкой на то, что якобы государственными органами не были предоставлены документы на устные запросы правоохранителей, и дополнительно образовывается государственная комиссия. Такое положение дел может негативно сказаться на деятельности Компании и, как следствие на работниках и наших семьях. Все это не только препятствуют нормальной работе самого крупного работодателя и налогоплательщика в стране, но и самым отрицательным образом влияет на то, как мы выглядим перед лицом международного делового сообщества.

Более того, одновременно увеличившееся количество проверок Компании идет вразрез с заявлениями Президента Кыргызской Республики, и это может привести к плачевным последствиям для всей страны, когда Компания не сможет выполнять свои производственные задачи, отвлекая все ресурсы на работу с проверяющими органами. В сложившейся ситуации государство могло бы уделить внимание другим предприятиям, в т.ч. с государственной долей участия, для приближения их уровня к нашей Компании.

Мы обеспокоены за судьбу нашей Компании, которая дает нам работу, достойный заработок и уверенность в будущем. Мы верим, что здравый смысл на уровне руководства нашей страны возобладает и мы сможем увидеть в реальности приверженность цивилизованным и этическим формам взаимодействия с бизнесом.

Уважаемые представители власти, мы просим вас скооперироваться и скоординировать все усилия для обеспечения устойчивого развития страны, особенно в столь непростое для страны время. Мы просим пресекать все попытки популизма (в свете предстоящих парламентских выборов, объявленных на осень 2021 года) и призываем действовать исключительно в рамках действующего законодательства, а также на деле показывать приверженность заявлениям Президента КР по защите инвесторов и созданию благоприятного инвестиционного климата, а не идти вразрез его заявлениям.

С уважением и надеждой на понимание и конструктивное сотрудничество,

от имени трудового коллектива ЗАО «Кумтор Голд Компани»

РАМИС МАМБЕТАЛИЕВ

Председатель Единого представительного органа работников КГК

Председатель профсоюзного комитета «Кумтор Оперейтинг Компани»