Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 28.10.2020: 9.53 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 737 638 829 USD

По количеству мифов «Кумтор» уступает только былинному Манасу

Опубликовано: 08 August 2012

Несмотря на максимальную открытость компании, чиновники продолжают слагать небылицы про деятельность золотодобывающей компании.

Миф первый: Здесь гребут золото экскаваторами

Пожалуй, это единственный смешной миф о деятельности «Кумтор Оперейтинг Компани». На самом деле Кумтор — не Клондайк. И процесс добывания золота здесь сильно отличается от той золотой лихорадки, что знакома нам по рассказам Джека Лондона. На Кумторе золото не валяется под ногами. Чтобы его извлечь, надо очень сильно постараться. Сначала руду добывают на карьере, затем ее дробят на специальных комбинатах, а после этого применяют различные современные технологии извлечения золота из руды. Часть этих технологий основана на химическом процессе выщелачивания.

Экскаваторы на Кумторе, конечно, есть. И они действительно гребут, только не золото, а руду. Из тонны этой самой руды в 2011 году извлекали в среднем 3,79 грамма золота. То есть из миллиона граммов горной породы получали менее 4 граммов драгоценного металла!

Миф второй: Они нарушают наши законы

Этот миф упорно муссирует каждое новое поколение депутатов, «забывая» о том, что канадская компания работает в Кыргызстане на основании соглашения, подписанного уполномоченным представителем КР. История этих взаимоотношений проста и поучительна.

4 декабря 1992 года было подписано генеральное соглашение между правительством Кыргызской Республики и канадской компанией «Камеко Корпорейшн» о совместном освоении золоторудного месторождения Кумтор с долевым участием в проекте «Кумторзолото»: кыргызской стороны – 2/3, «Камеко Корпорейшн» – 1/3.

Затем в 2003 году вступило в силу так называемое «танаевское» соглашение. Согласно этому документу республика получила только пятнадцать процентов доли в «Центерре».

В 2007 году были предприняты попытки ратифицировать документ. Как водится, была создана экспертная группа во главе с премьер-министром. В тот момент им был Алмазбек Атамбаев. Однако атамбаевское соглашение парламентарии прокатили.

В 2008 году была создана очередная межведомственная комиссия, которая разработала новое соглашение. Его подписал премьер-министр Игорь Чудинов, ратифицировал Жогорку Кенеш и одобрили консультанты с мировым именем. Более того, наш Конституционный суд признал, что соглашение по проекту «Кумтор» по всем пунктам соответствует Основному закону страны. В целом было отмечено, что мы «выжали» из «Кумтора» максимум, что у нас получилось соглашение, максимально отвечающее интересам государства и соответствующее передовым стандартам. Кстати, тогда один из разработчиков документа, небезызвестный Алексей Елисеев, отметил, что комиссии удалось исправить серьезные законодательные пробелы, которые были в соглашении времен премьера Атамбаева.

И вот новый кабмин требует очередного пересмотра соглашения. Власти в который раз заявляют, что предыдущий документ не отвечает интересам Кыргызстана в целом и каждого гражданина в отдельности. Получается, что Кыргызстану, даже после многократных переделываний одного и того же документа, так и не удалось создать нечто по-настоящему достойное?

Кроме того, согласитесь, тот факт, что вот уже который раз документ с нашей стороны подписывают вороватые власти и ратифицируют «карманные» парламентарии, — вина вовсе не канадских инвесторов.

Миф третий: Претензии к «Кумтору» не имеют отношения к нашему прохудившемуся бюджету

У этого мифа есть автор – министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев. Именно он на пресс-конференции заявил, что проверки «Кумтора» никак не связаны с бюджетными проблемами.

Однако в непредвзятость наших чиновников верится с трудом. Да и цифры говорят об обратном. В частности, «экологический ущерб», который якобы наносит «Кумтор», предварительно оценен в $300 млн. А дефицит бюджета составляет как раз немногим более такой суммы.

Вспомним и об удивительной акции – внесении «Кумтором» части налога на валовый доход авансом. «Кумтор Оперейтинг Компани» дополнительно перечислила в бюджет Кыргызстана в мае текущего года $30 миллионов, который будет зачтен частями в конце 2012-го и в течение 2013-го. Но в это время бюджету снова понадобятся деньги, и взять их, похоже, снова решено у «Кумтора».

Не будем забывать и про слова вице-премьер-министра Джоомарта Оторбаева: «Это огромный проект, который дает 10 процентов ВВП, и, естественно, к нему привлечено большое внимание. Появление этого проекта, по сути, спасло Кыргызстан от банкротства».

Сейчас наш бюджет снова подошел к опасному рубежу банкротства. И миссия почетного спасателя в очередной раз возложена на «Кумтор».

Миф четвертый: Они уничтожают нашу экологию

Это правда лишь в той мере, в какой истинно утверждение, что деятельность человека вредит экосистеме нашей планеты. Чтобы избежать этого отрицательного влияния, нам придется вернуться в пещеры.

Что касается непосредственно «Кумтора», то экодеятельность золоторудной компании проверяли и перепроверяли десятки комиссий. Их выводы напрямую зависели от состава комиссий. Доморощенные экологи непрерывно обнаруживают новые «нарушения», по поводу чего каждый раз организуется очередная «разоблачительная» пресс-конференция. Подтверждающих документов при этом, правда, не предоставляется. А вот международные проверяющие организации нарушений еще ни разу не находили. При этом они ссылаются на целый ряд международных норм, которых придерживаются разработчики золоторудного месторождения Кумтор.

Не будем утомлять читателей перечислением этих норм. Желающие могут ознакомиться со списком здесь. Поговорим, например, о Сары-Челеке или об Арсланбобе, или об Иссык-Куле. Или давайте вспомним об экологии Бишкека.

Однако говорить об этих «скучных» темах, не сулящих никакой материальной выгоды, чиновники как-то не хотят.

Миф пятый: Кыргызстан сумеет управлять месторождением «Кумтор» и без иностранных инвесторов

Это, пожалуй, самый наглый миф, который не опирается ни на какие реалии. Государство, при всех поколениях наших чиновников, показало себя крайне плохим собственником. Нет ни одного примера успешного государственного проекта. Более того, нынешние власти расписались в своем бессилии управлять школами и больницами, отдав их на со- и самофинансирование.

А сколько лет у нас говорят о Талды-Булаке Левобережном и Джеруе, но драгоценного металла как не было, так и нет?

Кроме того, напомним, даже мощная советская машина посчитала, что не справится с управлением рудником Кумтор. Технико-экономическое обоснование подготовило Главное управление драгоценных металлов и алмазов СССР еще в 1978 году. Но было решено, что разрабатывать месторождение нерентабельно — по предварительным расчетам, стоимость проекта составила бы 995,4 миллиона советских рублей (на тот момент почти полтора миллиарда долларов США).

Однако благодаря собственным уникальным технологиям канадские бизнесмены сумели реализовать проект, потратив на это в три раза меньше средств, чем предполагали советские разработчики. В результате Кыргызстан получил одно из самых современных высокотехнологичных предприятий мирового уровня, уникальное и по условиям работы, и по техническому оснащению. И в этом несомненная заслуга канадских инвесторов. Так что присутствие западных инвесторов выгодно Кыргызстану еще и тем, что республика получает урок отменного менеджмента, от которого, в конечном итоге, и зависит успешность не только отдельных компаний, но и государства в целом.

Наталья Тимирбаева
ИД «Вечерний Бишкек» от 7 августа 2012

Предыдущая публикацияОмбудсмен Кыргызской Республики Турсунбек Акун высказал свое мнение относительно пересмотра соглашения между Кыргызстаном и ЗАО "Кумтор Оперейтинг Компани". Следующая публикация«Кумтор Оперейтинг Компани» объявляет о временном приостановлении работ по дальнейшему обустройству подземного участка месторождения
Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 28.10.2020: 9.53 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 737 638 829 USD
© 2011-2020 «Кумтор Голд Компани». Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации.