The value shares Centerra Gold Inc. on the Toronto Stock on 03.12.2020: 10.4 USD Value of Kyrgyzstan's shares in Centerra Gold Inc. : 804 978 366 USD

“Nationalization” and “Good” Are No Synonyms

published: 10 December 2013

Later this December Jogorku Kenesh is expected to adopt yet another earthshaking decision with regard to Kumtor.

This is a moment that ordinary Company employees are anticipating filled with anxiety and dismay. Yet, dismayed as they are, many still hope the final solution will prove beneficial to this country.

Ardakbek Musayev, a senior hydrometallurgical equipment operator, has already witnessed a large operation collapse.

“Three years after my graduation from Frunze Polytechnic Institute I got a job at an electrotechnical plant at Kaji-Sai. In the early 1990s, our operation collapsed following the breakup of the Soviet Union. I quit as soon as I realized what would be the end of it. I just hated to watch such a good operation go to the dogs,” Ardakbek recalls.

This is the seventeenth year since he joined Kumtor.

His current job is instrumental at one of the final stages of gold extraction. He supervises the process of recovering the previously absorbed gold particles from coal for further processing.

“The working conditions are excellent. We are well provided with everything we may need, including the uniform, protective gear, instructions where the whole process is described in detail.”

Musayev is worried by the situation surrounding the Kumtor mine. But he doesn’t understand the motivation of those who intend to destroy gold production.

“If it’s about nationalization, it would be fundamentally wrong. Moreover, we know pretty well the way the State manages manufacturing enterprises. Kyrgyzstan would not really be able to keep the mine going,” Ardakbek says with assurance. “To begin with, it’s absolutely clear that supply and logistics will simply be a failure.”

According to Musayev, Kumtor’s logistics includes dozens of thousands of articles imported today from all over the world.

“Clearly, in the event of nationalization the present managers would never give over their business contacts. Moreover, the privatization question would inevitably come up in due time after nationalization. In the long run, the characters well known in Kyrgyzstan would slice and dice Kumtor only to sell it by parts,” he says.

There is, however, the other side of the shield which Musayev says is reasonably concealed from view by Jogorku Kenesh members and opponents of Kumtor:

“The company contributes approximately 8 billion soms to the national budget annually. This is salaries and pensions. If Kumtor came to a standstill the living standards of our teachers, doctors, etc. would drop to what it used to be in the 1990s. Logically, the MOU rejection was a hostile act against the people of Kyrgyzstan,” Musayev concludes.

Urmat Kutmanov, who comes from Barskoon, has been working at the gold mill for five years. He is a control room operator. His duties can be summarized by saying he is “responsible for everything” for he tracks every stage of gold recovery. In a measure, he is also responsible for safety of his fellow workers. A difficult job, but Urmat likes it.

“After my graduation from the Mining Institute I spent two years looking for a job. All this time, though, I knew pretty well that I wanted a job at Kumtor. Why? Because before joining Kumtor I did my practical training at a plant in Bishkek and could compare things.”

Urmat is really worried by the latest developments in Kyrgyzstan regarding Kumtor. There are two major reasons for the current problems, he believes. It’s a welfare mentality widely spread in Kyrgyzstan, in the first place.

“We have seen a lot of times how it works. Some people work hard improving things but then other people come to take away what has been done before them.”

On the other hand, it’s politicians who are stirring the pot:

“They realize that the economy would stall if Kumtor came to a halt. The country would feel it at once, and some people would see it as a good pretext for a third revolution. It’s clear all these guys that are blocking the roads are just tools in the clever hands of politicians.”

A great deal of things could be avoided if people in this country knew a bit more about gold production, he observes.

“What I find especially outrageous is MP’s allegations that we use obsolete gold recovery methods like cyanidation. I’m almost tempted to ask them, ‘Well, honorable men, would you kindly point us towards some other technology? Have you made a great discovery in this field?’ This twaddle doesn’t jar upon the ear of ordinary people, of course. On the contrary, they just lap it all up,” Urmat says with some heat.

Kutmanov is highly skeptical about the nationalization idea. He is very doubtful of the government structures’ ability to manage the mine effectively:

“To tell the truth, they will bring the company’s current practices to naught. Not a trace will remain of the present safety standards. One of the safety guarantees today is a ban on relations working in the same division, and it will be destroyed.”

Abdybek Asankojoyev has been taking Kumtor employees to the mine and back for seventeen years. His working hours begin at 4 a.m. After undergoing medical examination he sets off to the garage to inspect the operating conditions of his bus and warm it up.

“It’s routine for us that we should descend from the mine and ascend back every day. It’s not the easiest thing in the world. First, you experience elevation changes, and next, the driving conditions are really treacherous. You need to be very attentive while driving on these winding roads on an ice-slick. Our duty is to carry humans, and we should not forget about it.”

According to Asankojoyev, the Company’s safety standards are very serious.

“All the rules of the road are observed by us without fail. This is a good habit, I should say. I’ve trained my whole family to the road discipline. We never travel unbelted,” the driver remarks with a smile.

The dearest dream of this Kajisai man, who has given forty years of his life to driving, is to retire on a pension as a Company employee.

“That’s what things were like under the Soviet Union. One used to work at one and the same enterprise for the whole of one’s life. Before joining Kumtor I spent years working at Kajisai. I don’t want to change my job anymore,” explains Abdybek.

Nor is he facing the future with confidence now that a company that’s provided him and his family with the sense of security all these years is at risk:

“Were the legislators real patriots they would be working to found more companies like Kumtor. Kyrgyzstan would see more jobs and less problems in that event,” the driver says. “Judge for yourself. Should the Kumtor guys be urged to participate in a picket or protest, none would come out. It’s because they have their jobs, plans, prospects, dreams.”

Kubanychbek Kurmanov, a grader operator who’s been working at Kumtor for eight years, says there’s more than one thing he can’t figure out in the situation surrounding the mine. The MOU was rejected in the course of a routine political gamble, he claims.

“The lawmakers don’t care a bit about ordinary people while Kumtor is just a topic enabling some of them to earn political capital or get a long hoped-for office. Why should the entire country be a victim of somebody’s personal ambitions?” Kurmanov asks.

Another thing he can’t understand is why some people wish so strongly to take away means of livelihood from him and his family:

“I’d like to ask people calling for closure of Kumtor, ‘Do you have any decent job to offer me down there? A job enabling me to support my children?’ ”

Kubanychbek is a grader operator handling a unit which is the biggest in Central Asia. His grader is a $2.3 million monster purchased by the Company a couple of months ago. Its blade is 12 meters wide making it possible to optimize grading and cut road clearing costs:

“Now, to clear a road for Caterpillar I have to make one run only while previously I had to make two,” Kurmanov explains.

Previous publicationKumtor Company informs on facts of seizures of company vehicles Next publicationCenterra Provides Update on Kumtor Environmental Claims
The value shares Centerra Gold Inc. on the Toronto Stock on 03.12.2020: 10.4 USD USD Value of Kyrgyzstan's shares in Centerra Gold Inc. : 804 978 366 USD
© 2011-2020 "Kumtor Gold Company." Copying of materials is possible only with written permission.

Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 24.10.2020: 9.63 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 745 379 006 USD

“Национализация” и “хорошо” – это не синонимы

Опубликовано: 10 December 2013

В конце декабря депутаты Жогорку Кенеша должны принять очередное судьбоносное решение в отношении рудника “Кумтор”.

Этого момента с нетерпением и тревогой ожидают в первую очередь рядовые сотрудники компании. Многих не покидает тревога. Однако, они надеются на то, что ситуация разрешиться самым лучшим образом для страны.

Провал логистики неизбежен

Старший аппаратчик-гидрометаллург компании «Кумтор» Ардакбек Мусаев однажды уже видел развал крупного производства:
Старший аппаратчик-гидрометаллург компании «Кумтор» Ардакбек Мусаев
— Через три года после окончания Фрунзенского политехнического института я устроился на электротехнический завод в Каджи-Сае. В начале девяностых вместе с распадом Союза развалилось и производство. У ушел, как только стало понятно к чему все идет. Не хотелось наблюдать за крахом такого производства, — вспоминает Ардакбек.

В этом году гидрометаллург отсчитал семнадцатый год со дня своего прихода на рудник.

— Анкету подал летом в 1996 году, а осенью меня пригласили на собеседование. Его проводили канадцы. Они решили включить меня в группу для обучения в Караколе в учебном центре, — рассказывает мужчина.

Обучение проходили свыше тысячи человек. Подготовка велась в течение нескольких недель. В итоге отобрали тех, кто наиболее успешно освоил программу и 7 ноября того же года сотрудников новой компании впервые подняли на рудник:

— Конечно, первый день запомнился. Фабрика тогда еще не функционировала, ее запустили только в декабре. Там-то я и начал работать в качестве помощника растворщика реагентов, — говорит Ардакбек.

По словам Мусаева, самая важная часть обучения все-таки проходила на практике. Ему, как и всем остальным сотрудникам производства пришлось поработать на всех участках золотоизвлекательной фабрики.

Сейчас, старший аппаратчик-гидрометаллург фактически трудится на одной из последних фаз извлечения драгоценного метала. В его ведении находится процесс изъятия ранее абсорбированных частиц золота из угля для дальнейшей обработки.

— Условия работы созданы на высоком уровне. Всем мы обеспечены, спецодежда, безопасность, инструкции, весь процесс расписан до точки.

Один из сыновей Ардакбека Мусаева закончил Центрально-Европейский университет и сегодня работает в Google. Другие дети также являются предметом гордости своего отца:

— Младший сын пока еще со мной – он школьник. Надеюсь, что смогу дать ему достойное образование и возможность устроить свою жизнь. Однако, я хочу сказать, что мои дети образование получили потому, что я имею работу здесь. Ведь прежде, чем они поступили в ВУЗы на стипендию, мне пришлось несколько лет оплачивать их обучение в турецком лицее, — говорит Ардакбек.

Сегодняшняя ситуация вокруг компании, безусловно, беспокоит Мусаева. Однако, он не понимает, чем вызваны амбиции тех, кто намерен разрушить золотодобывающее производство.

— Если речь пойдет о национализации “Кумтора”, то это будет в принципе неправильно. К тому же мы знаем, как государство управляет производственными предприятиями. На самом деле Кыргызстан будет не в состоянии обеспечить работу рудника, — уверен Ардакбек. – Прежде всего, совершенно ясно, что логистика — обеспечение производства всем необходимым для бесперебойной деятельности — просто провалится.

По словам, Мусаева, сегодняшняя логистика “Кумтора” насчитывает несколько десятков тысяч позиций по всему миру.

— Естественно, при национализации нынешнее руководство не передаст свои контакты, — считает Ардакбек. – К тому же, я больше, чем убежден, что в случае национализации со временем станет вопрос о приватизации. В итоге, известные всей стране персонажи все поделят и продадут “Кумтор” по кускам.

По мнению гидрометаллурга, есть и другая сторона вопроса, о которой депутаты и противники “Кумтора” предпочитают умалчивать в своих выступлениях:

— В год бюджет страны получает за счет работы компании около 8 миллиардов сомов. Это заработные платы учителей, врачей, пенсии. Я думаю, что если “Кумтор” остановится, жизненный уровень всех этих людей будет равен тому, что был в девяностые. По логике вещей, отклонение меморандума – это был враждебный акт против народа Кыргызстана, — подытоживает Мусаев.

Политический инструмент

Барскоонец Урмат Кутманов на золотоизвлекательной фабрике рудника работает уже пять лет. Сегодня он занимает должность оператора контрольной комнаты. Его функциональные обязанности можно описать словосочетанием “отвечает за все”, поскольку на самом деле оператору приходится отслеживать все этапы извлечения золота из породы. Кроме того, до определенной степени он несет ответственность за безопасность своих коллег.
 Урмат Кутманов
В общем, работа непростая, однако Урмат ее любит:

— Когда закончил горно-металлургический, то два года искал работу. Хотя на самом деле все это время прекрасно знал, что хочу работать именно здесь – на “Кумторе”. Почему? Практику проходил на разных предприятиях Кыргызстана тут, на заводе имени Фрунзе, был даже в Казармане. Так что сразу было с чем сравнивать.

Документы Кутманов подавал несколько раз и вот, наконец, в 2008 году его приняли на работу в компанию. На новом месте сразу понял, что теория не всегда совпадает практикой. Местами было непросто, однако со своими обязанностями Урмат всегда справлялся:

— Знаете, изредка случаются уникальные по сложности ситуации в процессе производства. Так вот в них главное правильно все оценить и отреагировать максимально быстро и правильно. Это настоящий вызов, — он гордится тем, что имеет возможность и достаточно знаний, чтобы решать такие сложные задачи. — Я ни разу не пожалел о том, что пришел на “Кумтор”. Все, чему здесь, было для меня принципиально новым, поскольку наш рудник – это по-настоящему передовое производство международного уровня. Кроме того, все это время, что я здесь работаю – это огромный вклад в мою карьеру.

Последние события в стране, в том числе связанные с компанией, беспокоят Урмата. Он убежден, что волнения по вопросу “Кумтора” вызваны двумя причинами. С одной стороны – это вирус иждивенческих настроений, витающий по стране.

— Мы уже не раз видели, как это все делается. Кто-то работал, вкладывал, развивал, а кто-то приходит лишь для того, чтобы забрать готовое, — говорит оператор контрольной комнаты.

С другой стороны, по мнению Кутманова, ситуация вокруг золотодобывающей компании тщательно раскачивается политиками:

— Они понимают, что если “Кумтор” встанет, экономика забуксует, государство это сразу почувствует. И это будет хорошим толчком на пути к третьей революции для определенных людей. Так что все эти ребята, которые выходят на перекрытие дорог – они просто инструменты в умелых руках политиков.

Урмат замечает, что многих моментов можно было бы избежать, если бы люди в нашей стране больше знали бы о золоторудном производстве:

— Это меня возмущает выступление депутата, который с умным видом заявляет, что при извлечении золота мы используем упадочную технологию – цианирование. Так и хочется спросить, может быть, вы, уважаемый, подскажете нам, какую-то иную технологию? Может быть вы сделали открытие в этой области? Другим людям такие заведомые глупости, конечно, не режут слух. Напротив, они все принимают за чистую монету, — горячится сотрудник компании.

К предложению национализировать “Кумтор” Кутманов относится крайне скептически. Он совершенно не уверен в том, что государственные структуры смогут управлять предприятием эффективно:

— Честно говоря, я думаю, что сегодняшние принципы работы компании сведут на нет. В таком случае не останется и следа от того уровня безопасности, который сейчас обеспечивается в процессе работы. На данный момент одним из залогов безопасности является недопущение работы родственников на одном участке.

Когда мечта под угрозой

Абдыбек Асанкожоев вот уже семнадцать лет возит сотрудников “Кумтора” на рудник и обратно. Рабочий день водителя вахтового грузовика начинается в 4 утра. Первым делом медицинский осмотр. Затем – прямиком в гараж, проверить техническое состояние “вахтовки” и прогреть машину.
Абдыбек Асанкожоев
— За день каждый из нас обязательно спускается с рудника и поднимается обратно. Это вам не просто баранку крутить. Во-первых, перепады высоты, а во-вторых, сложные дорожные условия. Надо быть очень сосредоточенным, чтобы выруливать по этим серпантинам в гололед, — говорит Абдыбек. – Ведь возим-то людей.

Требования безопасности, по словам Асанкожоева, на предприятии очень серьезные.

— Все правила дорожного движения мы соблюдаем беспрекословно. И знаете, это очень хорошая привычка. Правильная. Я и дома, внизу, всю семью к этому приучил. Мы никогда не ездим, не пристегнув ремни безопасности, — улыбается шофер.

У каджисайца, сорок лет своей жизни посвятившего вождению автомобильного транспорта, есть заветная мечта – уйти на пенсию с работы в золотодобывающей компании.

— При Союзе так и было – всю жизнь на одном предприятии. Я вот до “Кумтора” в Каджи-Сае много лет проработал, затем сюда пришел. Вот и надеялся, что не придется больше рабочее место менять, — объясняет Абдыбек.

Сегодня уверенности в будущем он не чувствует. Работа предприятия, много лет дававшего ощущение безопасности Асанкожоеву и его семье сейчас пол угрозой:

— Я думаю, что если бы депутаты были настоящими патриотами, то они наоборот стремились бы открыть как можно больше таких предприятий, подобных “Кумтору”. Тогда у людей было бы больше рабочих мест, а у страны меньше проблем, — рассуждает водитель вахтовки. — Судите сами, если кумторским предложить, ребята, пойдемте на пикет или на митинг. то, поверьте, никто не выйдет! Потому что у всех есть работа, планы, перспективы, мечты.

Двадцать лет спустя

Машинист-грейдерист, восьмой год работающий в компании, Кубанычбек Курманов в сложившейся вокруг “Кумтора” ситуации не понимает нескольких вещей. Он считает, что меморандум был отклонен депутатами в ходе обычной политической игры.
Машинист-грейдерист Кубанычбек Курманов
— Мне кажется, что парламентарии совершенно не думают о простом народе. А “Кумтор” – это просто такая тема, позволяющая кому-то набрать политические очки, а кому –то заполучит желанное кресло. Так почему вся страна должна страдать из-за чьих-то личных амбиций?, — спрашивает Курманов.

Кроме того, ему неясно, почему его самого и его семью хотят оставить без хлеба:

— Я хотел бы спросить тех людей, которые хотят закрыть “Кумтор”: у вас там, внизу, есть для меня достойная работа? Такая, чтобы я смог прокормить детей?

До “Кумтора” Кубанычбек трудился на курментинском цементном заводе. Дела не боялся, однако, той отдачи, которую ожидал, не получал. Выходило, что все усилия уходили вхолостую.

Параллельно подавал анкету на соискание вакансий на “Кумторе”. Через восемь лет его, наконец, приняли:

— Посчастливилось, — констатирует он.

Сейчас Кубанычбек работает на грейдере. Причем совсем недавно его посадили “за джойстик” самого большого агрегата во всей Центральной Азии. Гиганта, стоимостью $2,3 миллиона компания купила пару месяцев назад. Ширина его лопаты составляет 12 метров, что позволяет оптимизировать работу грейдериста и сократить расходы на очистку дороги:

— Теперь, для того, чтобы расчистить дорогу для “Катерпиллера” достаточно пройти лишь раз. Раньше для этого требовалось сделать два прохода, — объясняет Курманов.

Газета «Вечерний Бишкек»

Предыдущая публикация5 Канал: Влияние Кумтора на бюджет страны Следующая публикация«Центерра» информирует о том, что апелляционные жалобы в адрес компании «Кумтор» были отклонены Бишкекским городским судом
Стоимость акций Centerra Gold Inc. на бирже в Торонто на 24.10.2020: 9.63 USD Стоимость доли акций КР в Centerra Gold Inc.: 745 379 006 USD
© 2011-2020 «Кумтор Голд Компани». Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации.