Открытое письмо руководству страны

Открытое письмо руководству страны

Опубликовано: 24 января 2014

Президенту Кыргызской Республики
Премьер-министру Кыргызской Республики
Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Уважаемые Алмазбек Шаршенович, Асылбек Шарипович, Жанторо Жолдошевич!

От имени бизнес-сообщества Кыргызской Республики позвольте поблагодарить Вас за вклад в развитие экономики нашей страны
и в повышение уровня жизни кыргызстанцев. Международный деловой совет выражает свою поддержку в выполнению главной задачи, стоящей перед Вами, — построения мирного, справедливого и процветающего государства.Мы понимаем многочисленные проблемы, которые требуют вашего ежедневного внимания, и поддерживаем Ваши усилия по борьбе с коррупцией, по улучшению инвестиционного климата, устранению административных барьеров и ограничений, а также совершенствованию правовой среды для инвесторов. Последние данные о росте ВВП в 2013 году (более 10%) — это серьезный результат, мощный толчок для дальнейшего развития Кыргызстана и его международного признания как активно развивающегося государства.

В этом ракурсе поступательного развития страны мы обращаемся к Вам с призывом скорейшего разрешения вопроса по проекту “Кумтор”, от итогов которого зависит принятие решений о дальнейших инвестициях в Кыргызстан со стороны многих крупных инвесторов, работающих в нашей стране.

Мы видим, что ряд крупных инвесторов, развивавших свои проекты в Кыргызстане, в недавнем прошлом вывели свои капиталы в другие страны и вышли из проектов в сфере недропользования. Примерами могут служить следующие инвесторы: ЗАО «Сантос ЛТД, Австралия (нефтегазовые проекты на юге страны – ЗАО «Южная Нефтяная Компания, ЗАО «Текстоник», СП «КНГ Гидрокарбонс»); группа компаний Петрофак, Великобритания (добыча, переработка и продажа нефти – ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани»); ОАО «Кентор Голд ЛТД», Австралия (медно-золотое месторождение в Таласе, ОсОО «Андаш Майнинг Компани, Филиал ОАО «Кентор Голд ЛТД» в Кыргызстане); международная компания «Голд Филдз ЛТД» (медно-золоторудное месторождение в Таласе – ОсОО «Талас Коппер Голд»).

Мы убеждены, что, денонсация соглашения по Кумтору или национализация компании крайне негативно отразится на экономике и фискальной безопасности страны, что резко повысит социальную напряженность и чрезвычайно затруднит привлечение инвестиций и может стать причиной отток инвестиций из страны.

Если в ходе переговоров стороны не достигнут консенсуса, то Кыргызстан ожидают длительные и изнуряющие международные судебные разбирательства. Уже имеются примеры, когда Кыргызстан проигрывал арбитражные суды, в том числе с бывшими владельцами отеля «Пинара», ОсОО «Центральноазиатская корпорация по развитию СЭЗ», владельцами отеля «Аврора Плюс». Как отметил премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, выплаты по проигранным искам обременительны для государственного бюджета. При этом в настоящее время Кыргызстан уже участвует в других арбитражах, инициированных иностранными инвесторами, и общая сумма исков иностранных компаний к Кыргызской Республике достигла миллиарда долларов США. Угроза проигрыша Кыргызстана в деле с «Центеррой» может привести к требованиям выплат значительных компенсаций в пользу инвестора – до нескольких миллиардов долларов США.

Среди возможных последствий — угроза срыва операционной деятельности предприятия, а также масштабные риски — экономический, социальный, экологический, политический, риск ухудшения международного делового имиджа страны. Из этих рисков вытекают следующие возможные последствия:
• Бюджетные поступления от всего горнодобывающего сектора в виде налогов за 2012 год составило — 6 719 млн. сом, из них вклад проекта «Кумтор», учитывающий только налог на валовый доход, составил 4 578 млн. сом или 68%. Эти поступления могут быть утеряны.
• Сокращение налоговых и других обязательных отчислений составит порядка 130,0 млн. долларов США в год. Совокупные годовые потери от остановки рудника могут составить порядка 300 млн. долларов США.
• Серьезные потери понесет Социальный фонд Кыргызской Республики, куда сотрудники и сама компания ежегодно отчисляют порядка 20 млн. долларов США.
• Потеря социально-экономических проектов развития Иссык-Кульской области, на которые с 2009 года компания перечислила более 25 млн. долларов США.
• Более 3000 граждан Кыргызстана, которые обслуживают рудник, останутся без работы, а это более 90 млн. долларов США в год только в виде заработной платы, что негативно отразится на благосостоянии более 10 тыс. семей.
• Потеря контроля за состоянием инфраструктуры на руднике, включая угрозу обрушения бортов карьера в результате движения ледниковых масс, из-за чего может быть потерян доступ к зоне, в которой идет добыча руды. Даже недельная остановка работ в карьере может повлечь последствия, на устранение которых могут потребоваться огромные финансовые и временные затраты.
• Остановка добычи руды приведет к остановке золотоизвлекательной фабрики и всего технологического процесса, на запуск которого потребуются большие финансовые затраты и время. Остановка фабрики в мае 2013 г. всего на три дня нанесла ущерб в 4,5 млн. долларов США.
• Прекращение работы предприятия создаст угрозу обслуживанию хвостового хозяйства и других промышленных объектов.
• В случае длительной остановки производства для повторного запуска работы и устранения последствий на руднике может понадобиться от 100 млн. до 400 млн. долларов США.

Последствия вышеперечисленных рисков являются прямыми и не учитывают другие негативные факторы от возможной остановки производства на руднике «Кумтор», которые могут иметь мультипликативный эффект.
Затягивание принятия решения по «Кумтору» уже приводит к финансовым потерям бюджета Кыргызской Республики. По итогам 2013 года — как минимум 70 млн. долларов США. Реализация достигнутых договоренностей, напротив, способна увеличить доходы бюджета страны в совокупности до 2,7 млрд. долларов США.

Справедливое решение проблемы «Кумтора» станет позитивным сигналом для всех инвесторов, которые потенциально готовы вкладывать средства в проекты в Кыргызстане. Ведь и власть, и бизнес, и обычные граждане прекрасно понимают, что любому предпринимателю, вкладывающему крупные денежные средства, важна предсказуемость условий, в которых будет функционировать его бизнес.

Именно в интересах народа Кыргызстана необходимо принять взвешенное решение по проекту, которое удовлетворяло бы обе стороны процесса, и очевидно, что таким решением может быть утверждение варианта соглашения, предложенного Правительством Кыргызской Республики. Данный шаг позволит привлечь инвестиции, столь необходимые для оздоровления экономики и развития производственного потенциала.

Мы, представители бизнес-сообщества, патриотично относимся к нашей замечательной Родине и живем с верой в будущее могущество нашего Государства. Эта вера побуждает бизнес-сообщество вносить посильный вклад в развитие Кыргызстана.
Международный деловой совет призывает рассмотреть данный вопрос всесторонне, учитывая риски и последствия, и выражает надежду на его скорейшее разрешение.