Официальный комментарий ЗАО «Кумтор Голд Компани» на претензии Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

Опубликовано: 27 мая 2016

ЗАО «Кумтор Голд Компани» (КГК) в ответ на распространенное в ряде СМИ сообщение Государственного агентства окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ) при Правительстве Кыргызской Республики от 2 мая 2016 года относительно невозможности выдачи разрешительных документов, считает необходимым дать разъяснения по ряду претензий, обозначенных в пресс-релизе ведомства.

Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству (ГАООСЛХ) направило КГК письмо от 28 апреля текущего года, обязывающее КГК представить ему ряд сведений и осуществить ряд мероприятий, после чего указанное Агентство сможет выдать экологическую экспертизу Специального проекта разработки Центрального карьера на 2016 год. КГК подробнейшим образом рассмотрела указанные требования и пришла к заключению о том, что эти требования не имеют под собой никаких оснований в законодательстве КР, по которым КГК была бы обязана представлять сведения подобного рода и/или по которым ГАООСЛХ могло бы затребовать такого рода сведения в качестве предварительного условия для выдачи своего разрешения по экологическим вопросам. Более того, указанное предписание со стороны ГАООСЛХ противоречит его же собственным официальным письмам, в которых оно ранее подтверждало КГК, что имеет в своём распоряжении все необходимые сведения для проведения экологической экспертизы.

КГК предлагает ответы на каждый из комментариев ГАООСЛХ ниже.

Касательно рекомендаций, представленных компанией «AMEC Earth and Environmental (UK) Ltd» («AMEК»).
Компания «АМЕК» была нанята Правительством Кыргызской Республики в связи с переговорами по вопросу реструктуризации проекта Кумтор, которые, в конечном итоге, и привели к подписанию в январе 2014 года Соглашения об условиях реструктуризации проекта Кумтор («СОУР»). По этому Соглашению, Центерра соглашалась обсудить с АМЕК и Правительством КР рекомендации, содержавшиеся в отчете АМЕК, и попытаться выработать согласованную позицию по выполнению данных рекомендаций после подписания СОУР. Однако, Правительство КР вышло из переговорного процесса по реструктуризации проекта Кумтор в декабре 2015 года и, следовательно, СОУР уже не актуально. Несмотря на это, КГК уже предприняла, и продолжает предпринимать, значительные шаги по осуществлению многих рекомендаций AMEК. Это свидетельствует о неизменной приверженности КГК передовой международной практике в горнодобывающей промышленности, а также готовности компании продолжать конструктивное сотрудничество с Правительством КР. Однако для внесения ясности необходимо отметить, что КГК не имеет никаких юридических обязательств по осуществлению каких-либо рекомендаций AMEК. Тем не менее, несмотря на то, что процесс реструктуризации проекта Кумтор не завершен, КГК предприняла значительные шаги по реализации большинства рекомендаций.

Исследование риска загрязнения окружающей среды.
КГК провела эти исследования, и они были завершены на момент ведения переговоров по условиям реструктуризации проекта Кумтор. «Отчет по оценке рисков для здоровья людей и окружающей среды на руднике «Кумтор» — обновленные данные (2015 г.)» был выполнен компанией «Arcadis Canada Inc.» — независимым консультантом. КГК отмечает, что в этом отчете был проведен обзор потенциальных последствий для окружающей среды и людей от производственной деятельности на руднике «Кумтор». В отчете делается вывод о том, что никаких угроз химического отравления для людей в ходе исследования установлено не было, а что касается угроз химического отравления для наземных и водных биологических видов, то эти угрозы оценивались как минимальные и незначительные соответственно.

Вопросы по рекультивации.
ГАООСЛХ отмечает в своем сообщении от 2 мая 2016 года три момента, касающиеся рекультивации проекта Кумтор: (а) разработка и представление проекта рекультивации рудника «Кумтор»; (б) размещение финансовых средств для рекультивационных мероприятий в одном из финансовых учреждений Кыргызской Республики; и (в) пополнение рекультивационного фонда на 2016 год. КГК не согласна ни с одним из этих заявлений или утверждений.

а) относительно разработки и подачи проекта рекультивации рудника «Кумтор»
Из статьи 47 Закона «O недрах», в соответствии с которой КГК обязана представить проект рекультивации земель, вовсе не следует, что КГК должна представить этот проект именно в данное время. Прежде всего необходимо отметить, что статья 47 не предусматривает никаких конкретных сроков представления технического проекта рекультивации — она лишь констатирует, что рекультивация земель должна осуществляться на основе технического проекта. Во-вторых, в Пересмотренном инвестиционном соглашении 2009 года, заключенном между Правительством Кыргызской Республики, компанией «Центерра Голд» и КГК по проекту Кумтор, ясно сказано, что КГК должна представлять концептуальный (общий) план закрытия рудника один раз в три года, а окончательный план закрытия, — по крайней мере, за 24 месяца до запланированной даты начала рекультивационных работ. Самый последний концептуальный план вывода рудника из эксплуатации в рамках проекта Кумтор был представлен в 2013 году, и КГК в настоящее время разрабатывает новый концептуальный план, который будет завершен к концу 2016 года.

б) Размещение Фонда рекультивации в финансовых учреждениях Кыргызской Республики

Утверждение ГАООСЛХ о том, что КГК якобы не было предпринято никаких мер для накопления финансовых активов в Кыргызской Республике, не соответствует действительности. Компанией был проведён целый ряд консультаций с различными государственными органами Кыргызской Республики, начиная с 2011 года по вопросу о перемещении Фонда рекультивации проекта Кумтор из Великобритании в Кыргызскую Республику. КГК неоднократно направляла письма должностным лицам и в разные правительственные учреждения КР, в том числе, премьер-министру Кыргызской Республики на тот момент г-ну Сатыбалдиеву, затем министру экономики г-ну T.A. Сариеву, затем начальнику Управления политики природных ресурсов г-ну Алмазу Алимбекову, а затем заместителю министра экономики г-ну С. Муканбетову относительно перемещения Фонда и дальнейших шагов, которые было необходимо предпринять в данном направлении. Помимо этого, 23 апреля 2013 года КГК представила проекты документации г-ну Сариеву и в копии — г-ну Алимбекову. Интересуясь дальнейшей судьбой данного вопроса, КГК направила целый ряд письменных запросов от 16 июля 2013 года, 23 июля 2013 года, 1 октября 2013 года, 6 декабря 2013 года и 6 марта 2014 г. Несмотря на эти неоднократные попытки КГК выяснить, в каком состоянии находится решение вопроса о перемещении Фонда рекультивации у тех лиц, которым Премьер-министр Кыргызской Республики поручил решение данного вопроса, оказалось, что никаких действий этими должностными лицами предпринято не было, и до настоящего времени КГК так и не получила никакого ответа на этот вопрос.

в) Взносы в Фонд рекультивации проекта Кумтор
Утверждение, что КГК не перечислила средства в Фонд рекультивации в 2016 году также не соответствует действительности. КГК переводит средства в Фонд рекультивации на ежегодной основе. Самая последняя транзакция была сделана 29 марта 2016 года на сумму около $ 3 млн. долларов США.

Мониторинг донных отложений.
ГАООСЛХ заявляет в своем сообщении, что КГК «…не ведется мониторинг донных отложений [на реке Кумтор]». Со своей стороны КГК считает необходимым пояснить, что мониторинг донных отложений на реке Кумтор анализировался компанией «AMEК» в её же собственном отчете. В нём AMEК отмечает, что «…в настоящее время в Кыргызстане нет никаких стандартов качества донных отложений или нормативов на этот счёт», а также сообщает о том, что главной заботой руководства Кыргызстана является не нынешняя ситуация, а долгосрочная тенденция к повышению концентрации растворенных металлов в донных отложениях на реке Кумтор. В том же самом отчёте AMEК делает вывод о том, что эта обеспокоенность «…не имеет под собой никаких оснований, поскольку сброс (растворенных) металлов от производственных процессов Кумтора очень мал по своему объёму, а поэтому значительного увеличения адсорбции металлов в речных отложениях не ожидается». Таким образом, АМЕК, то есть независимый консультант, который был нанят Правительством КР по вопросам экологии, сам же и не считает это главным фактором риска при реализации проекта Кумтор. КГК соглашается с этой оценкой и не видит целесообразности в программе мониторинга донных отложений, особенно виду отсутствия в Кыргызской Республике соответствующих стандартов и нормативов. Тем не менее КГК с пониманием относится к тому, что этот вопрос вызывает особую озабоченность ГАООСЛХ и готова осуществить совместно с госорганами Кыргызской Республики комплекс мероприятий для исследования и анализа донных отложений.

Проект «Кумтор» регулируется инвестиционным соглашением и прочими связанными соглашениями, заключенными 6 июня 2009 г. (совместно именуемыми «Соглашения по проекту «Кумтор»), которые были одобрены всеми соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, включая Правительство и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, а также являются предметом юридического заключения, выданного Министерством юстиции Кыргызской Республики, и положительного постановления Конституционного суда Кыргызской Республики. Любые дискуссии касательно проекта «Кумтор» должны учитывать подобные правовые обязательства, содержащиеся в Соглашениях по проекту «Кумтор».

Предыдущая публикацияПроизводственные результаты 1-го квартала 2016 г. Следующая публикация«Центерра Голд» сообщает об экологических претензиях со стороны Кыргызской Республики
© 2011-2023 «Кумтор Голд Компани». Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации.